воскресенье, 10 июня 2012 г.

Армения и вступление в Евразийский союз

      Евразийский союз - идея построения единого экономического, политического, военного, таможенного и культурного  блока на постсоветском пространстве, которая была высказана В.В. Путиным. Декларацию о создании Евразийского союза уже подписали три страны - Россия, Белоруссия и Казахстан, а странами кандидатами являются Киргизия, Таджикистан, Узбекистан и Армения.
   
 Вступление Армении в этот союз, безусловно, необходимо рассматривать в контексте армяно - российских отношений, учитывая при этом основной , то есть экономический фактор. В первую очередь стоит проанализировать какие экономические выгоды получает Армения от вступления в этот союз, не забывая того факта, что экономика Армении на данном этапе находится в достаточно плачевном состоянии.


     Первая и наиболее очевидная выгода, которую Армения получает от вступления - это доступ к рынку размером около 300 миллионов человек. В действительности представляется более возможным, что продукты армянского производства окажутся намного более востребованными в странах постсоветского пространства, чем , например, в странах ЕС. Добавим к этому получение доступа к общему финансовому рынку, к рынку транспортных услуг и к энергетическому рынку ( в первую очередь за счет особых отношений с РФ ) и сможем увидеть, что в экономической сфере перед Арменией открываются достаточные перспективы для развития экономики. Однако, важно заметить, что это все будет возможно лишь при правильно проводимой экономической политике, достаточном количестве квалифицированных управленцев.
    В политическом плане, Армения получает возможность усилить свое влияние на постсоветском пространстве. Обеспечить это представляется возможным за счет вхождения в состав объединенного правительства в Евразийском союзе и также за счет взаимодействия правительств стран участниц. Это все станет возможным ,опять же , при проведение эффективной кадровой политики.
    Говоря о военной сфере, следует отметить, что сотрудничество между некоторыми странами СНГ в этой сфере уже ведется. В рамках ОДКБ, в который входит и Армения. При создании Евразийского союза, без сомнений, сотрудничество в военной сфере между Арменией и странами участницами лишь расширится, что увеличит обороноспособность страны. Однако,при наличии вопроса урегулирования карабахского конфликта, нужно отдельное внимание уделить тем выгодам, которые способна наша страна выжать в этом плане из евразийской интеграции. На данный момент никто не может утверждать со стопроцентной уверенностью, что силы ОДКБ в случае какого - либо обострения в армяно - азербайджанском противостоянии выполнят в должной мере возложенные на себя обязательства. И это, безусловно, поднимает вопрос целесообразности присоединения к Евразийскому блоку. Поэтому армянской стороне следует задаться также и вопросом - а сможет ли ОДКБ стать гарантом безопасности новосозданного союза и каждого из его членов в отдельности?

   Наряду с очевидными выгодами, в частности экономическими, следует также представить и ряд угроз, с которыми может столкнуться Армения при вступлении в Евразийский союз. Опять же, если рассматривать эти угрозы в том же армяно российском контексте, то сразу же можно увидеть угрозу усиления российского влияния в Армении. Известно, что РФ является крупнейшим партнером Армении, делая страну зависимой в экономическом плане. При этом Россия владеет 80 процентами энергоресурсов Армении, что также негативно сказывается на экономическом положении. И в таком случае создается угроза, что при вступлении в этот союз, официальный Ереван лишь усилит влияние России и утратит независимость от Москвы.

   Вместе с тем, для Армении также существует опасность потери определенных перспектив и выгод в направлении " Армения - ЕС." Речь идет о том, что , если Армения берет курс на интеграцию в рамках Евразийского Союза, то о евроинтеграции Армении , возможно, придется забыть. При этом значительно сократятся и западные инвестиции в страну, что также в свою очередь будет иметь негативные последствия для экономики, при все еще усиливающемся влиянии России.
  Не стоит забывать также о том, что самой структуры под названием "Евразийский союз" на данный момент не существует, что в определенной мере осложняет выбор для армянской стороны. Пока это всего лишь проект. И если в случае с Европейским союзом, мы знаем, что нас ожидает на пути интеграции, то насчет Евраз. союза уверенности нет.

  Но все же на данном этапе Армения стоит перед выбором пути развития и, в принципе,есть место, где можно развернуться для политических маневров. Можно сказать, что видимых альтернатив развития три. Первый путь - это вступление в Евразийский союз со всеми вытекающими отсюда последствиями. Второй путь - это евроинтеграция. Это долгий процесс реформирования всех общественных систем, который может развернуться во времени на 10-15 лет и в конечном счете, возможно, обеспечит развитие Армении во многих сферах. Но это далекая перспектива, которая в определенной степени туманна для Армении. Так как условий, которые необходимо выполнить для вступления, много. Но в этом и преимущество данной альтернативы. Армения может выиграть не столько от самой евроинтеграции, сколько от длительного процесса по преобразованию экономической, политической и иных систем. Поэтому армянскому правительству стоит внимательнее относится к этому вопросу.

 И , наконец, третья альтернатива. Это все же вступление Армении в Евразийский союз, но при достаточно тесных взаимоотношениях с ЕС. При последнем варианте развития событий, возможна достаточная интегрированность в оба союза, но лишь в том случае, если при первичном вступлении в одно из объединений у Армении останется свобода для маневра в противоположную сторону. Повторимся, этот вариант, как в определенной мере и предыдущие, возможен лишь в случае проведения грамотной, взвешенной и в равной мере эффективной как внешней, так и внутренней политики.

 





Реклама